На первую страницу
Театральные заметки
O фильмах
Мои любимые
Назад Дальше

"Автопортрет Архангела Рафаила", Михаил Масин,
режиссер Виктор Шамиров

23 октября 1998 года.

      Мне посчастливилось попасть на что-то вроде генеральной репетиции этого спектакля. В Малом зале театра Российской Армии шел прогон "Автопортрета Архангела Рафаила", а среди зрителей было много знакомых лиц - актеров Театра Армии. Они даже реагировали по-другому, не так, как обычная публика: чуть боле сдержанно, посреди действия не хлопали - только в конце, даже смеялись приглушенно, а их неподдельный интерес вызывал не только сюжет, но и декорации, игра. Некоторые смотрели откровенно оценивающе, но подавляющее большинство при том - доброжелательно.

      Такая атмосфера в зале поневоле настраивала на серьезное восприятие этой комедии и на формирование мнения об отдельных сценах и актерах. Играют здесь всего трое: великолепная Лариса Голубкина (Эльвира Григорьевна Тедеева), Валерий Абрамов (Лев Михайлович) и Артем Каминский (Жан-Люк).

      Лариса Голубкина играла так удачно и естественно, что я даже при всем желании не смогла бы к ней придраться. Она совершенно вошла в образ благородной и доверчивой учительницы и как будто соответствовала своему дачному домику, увешанному макраме: с виду проста до банальности, а если приглядеться - и красива, и сложна, и противоречива в мыслях и поступках.

      Валерий Абрамов тоже был очень убедителен в роли прямолинейного офицера в отставке - настолько, что вызывал... сильную антипатию! Эта его привязанность к бутылке, подозрительность, доходящая до мыслей об убийстве, житейская хитрость... Я понимала, что все это относится к персонажу, но ничего не могла с собой поделать - настолько актер отождествлялся с ролью. Это тем более удивительно, что мне довелось видеть Валерия Абрамова и в других ролях - Рогожин в "Идиоте", Медведев в "На дне", Леонато в "Много шума из ничего". Он очень разноплановый актер, у него нет штампов...

      ...Чего нельзя сказать, к сожалению, о третьем участнике спектакля - Артеме Каминском. Мне показалось, что он очень похож на других своих персонажей: Дон Жуан из одноименного спектакля (кстати, тоже постановка Виктора Шамирова) и Юбер из "Загнанной лошади" Франсуазы Саган. Порадовало, что все-таки в нем проглядывало что-то естественное, особенно когда он не участвовал в диалогах. Был момент, когда Артем мне очень понравился - играл яростно, эмоционально, не сдерживая себя, - н овдруг сорвался и стал переигрывать. Не то чтобы он мне не понравился совсем - просто на фоне Голубкиной и Абрамова он слегка проигрывал. Я решила, что у него еще есть время кое-что подправить - ведь это только прогон. (*) Да и вообще, почему-то было такое чувство, что в следующий раз они будут играть чуть по-другому. Уж не магическое ли влияние имени режиссера сказалось? Хотелось только, чтобы остался неизменным по исполнению сон Эльвиры Григорьевны - с моей точки зрения, это был самый удачный эпизод спектакля. Два голоса, чья-то не то тень, не то фигура и отлично переданное состояние дремы, когда непонятно: было это или приснилось?

      Так было ли все это?..


(*) И я не ошиблась! 14 марта 1999 года я посмотрела спектакль еще раз (он уже шел несколько раз до этого): Артем прекрасно вписался в команду, и все действие обрело гармонию.