На первую страницу
Театральные заметки
O фильмах
Мои любимые
Назад Дальше

"Без вины виноватые",
Александр Николаевич Островский,
режиссер Петр Фоменко,
театр им. Е.Вахтангова

12 июня 1999, суббота.

      Я думала: лето, жара, суббота, все на дачах - это раз. Начало в 14 часов вместо привычных 19-ти - это два. Стало быть, билеты будут. На всякий случай приехала за полчаса до начала. Ха! Не тут-то было. Пришлось минут 20 маячить перед входом и, волнуясь, как перед экзаменом, спрашивать лишний билетик. И удача мне улыбнулась! Цена на билетик была не для слабонервных: 150 р., но я к этому уже была готова - в кассе сказали, что на этот спектакль все билеты стоят одинаково дорого и мест мало.

      И вот я в тесном, битком набитом зальчике, за окном слепящее послеполуденное солнце, а здесь легкий ветерок от программок и вееров. Странно, мне обстановка кажется незнакомой, а ведь я здесь смотрела Фоменковскую "Таню-Таню". Оглядевшись, решаю, что мы просто сидим по другую сторону буфета, на этом и успокаиваюсь.

      Начинается пролог. Когда замолкает старый патефон, из-за угла слышится гитара. На сцене контрастная пара: нежная, мечтательная и чувствительная Отрадина (Елена Сотникова) и ее служанка Аннушка (Ольга Гаврилюк), приземленная, немолодая, с грубым простуженным голосом. Забитый, всего боящийся Муров (Юрий Красков), с фигурой в виде вопросительного знака. Но больше всего понравилась Шелавина (Марина Есипенко) - броское платье, яркие интонации, жесты богатой "хозяйки жизни"... Марина в любой роли привлекает внимание своей неординарной игрой.

      Все актеры поют - даже служанка. Кто с пафосом, кто с чувством, кто мурлычет себе под нос. И русские романсы удивительно точно передают настроение героев и рассказывают об их чувствах. Мне только показалось, что романсов здесь слишком много, - но я это списала на свою необразованность, ведь я практически никогда их не слушаю.

      Артисты ходят прямо под носом зрителей, сцены просто нет, вернее, она кажется скрытой за занавеской, от которой до первого ряда каких-нибудь полметра. В какой-то момент ее открывают - и становится понятным гулкое эхо актерских голосов: мы сидим на балкончике, за занавеской - небольшой диван, а дальше - люстры и фойе. Я с ужасом думаю, как же здесь поместятся остальные актеры, но пролог заканчивается, а после антракта мы переходим как раз в знакомый мне малый зал (бывший буфет). Здесь особое значение приобретает неоднократно произносимая фраза "Мы актеры - наше место в буфете".

      Вообще, актеры вызывают смешанное чувство восторга и сочувствия: прыгают, носятся по сцене, падают, вскакивают, да еще в платьях, кофтах, фраках и пальто! На поклоны - паровозиком, подскакивая под быстрый "Канкан", да не один раз! А на улице - плюс тридцать, а в зале - широкие окна, сквозь которое палит солнце! А ведь они далеко не вчерашние выпускники! Вот что значит - профессионалы!

      Больше всех мне понравилась Людмила Максакова, она была неутомима и неподражаема. К тому же она мне открыла глаза на образ Нины Павловны Коринкиной, роль которой она играла. Я прочитала пьесу "Без вины виноватые" вечером накануне спектакля, и Коринкина представлялась мне довольно размыто, ясной была только ее зависть и желание насолить известной актрисе. Оказалось, эта роль более сложна и эмоциональна. Пожалуй, на фоне взбалмошной Коринкиной добрая, разумная и справедливая Кручинина (Юлия Борисова) даже несколько проигрывает своей ненатуральностью. Хотя, может быть, отсутствие энтузиазма нужно списать на жару, потому что первый выход Юлии Борисовой показался мне очень удачным: энергичная, оживленная, она легко проносилась мимо всех, на ходу бросая фразы, эмоциональная окраска которых перекликалась с вечной Принцессой Турандот и даже, кстати, была чем-то похожа на голос Марины Есипенко в прологе.

      Постаревший Муров (Вячеслав Шалевич) мне не очень понравился. Хотелось почему-то больше уверенности в себе, достоинства, хотя я могу быть и не права - ведь Муров был таким забитым раньше.

      Про Григория Незнамова сам Островский говорил, что сыграть его очень трудно. Как мне показалось, Евгений Князев с этой задачей справился. Ему удалась и дерзость поначалу, и растерянность, и сомнения, и счастливое удивление при обретении матери. Из минусов - возрастное несоответствие: Евгению вряд ли можно дать 20 лет (да и тридцать-то с натяжкой). И еще - мне показалось, что он был неискренен. Не знаю, как это объяснить. Играл он четко, соблюдал очень аккуратно все интонации и движения, но это казалось выученным уроком, непрочувствованным. Сдержанность Юлии Борисовой смотрелась гораздо естественнее. А может, мне не понравился просто сам актер - не знаю.

      Петр Наумович Фоменко вообще ставит очень интересные спектакли. Вроде пьеса знакомая и актеры все те же - а такое ощущение, что я не зритель, а свидетель. Этому очень способствует то, что актеры совершенно свободно передвигаются по залу, выглядывают в окна, а порой даже обращаются к зрителям за поддержкой или сочувствием. И спектакль опускается на тебя легким кружевом и увлекает за собой, так что когда выходишь на улицу, кажется, что что-то изменилось в мире.


МАРИНА ЕСИПЕНКО

Роли в Театре им. Вахтангова:

Девчонка - "Три возраста Казановы", М.Цветаева, постановщик Е.Симонов

Лиза - "Пиковая дама", А.С.Пушкин, постановщик П.Фоменко, режиссеры В.Зозулин, А.Чернобай

Таиса Ильинишна Шелавина - "Без вины виноватые", А.Н.Островский, режиссер П.Фоменко

Турандот, китайская принцесса, дочь Алтоума - "Без вины виноватые", А.Н.Островский, режиссер П.Фоменко

Фиа - "Дама без камелий", Т.Рэттиган, постановщик Р.Виктюк

Элис, сестра короля Франции Филиппа, французская принцесса - "Лев зимой", Д.Голдмен, постановщик Е.Марчелли


Народная артистка России, лауреат Государственой премии
ЛЮДМИЛА МАКСАКОВА

Фильмы: "Бой после победы", 1972
"День приема по личным вопросам", 1974
"Десять негритят", 1987
"Жили-был старик со старухой", 1965
"Конец Сатурна", 1967
"Летучая мышь", 1979
"Му-му", 1998
"На всякого мудреца довольно простоты", 1971
"Неподсуден", 1969
"Осень", 1974
"Отец Сергей", 1978
"Перед самим собой", 1985
"Плохой хороший человек", 1973
"По главной улице с оркестром", 1986
"Поездки на старом автомобиле", 1983
"Прохиндиада, или Бег на месте", 1984

Роли в Театре им. Вахтангова:

Виржини - "Воскрешение, или Чудо Святого Антония", М.Метерлинк, постановщик П.Фоменко

Графиня - "Пиковая дама", А.С.Пушкин, постановщик П.Фоменко, режиссеры В.Зозулин, А.Чернобай

Луиза Мальпьери - "Я тебя больше не знаю, милый", А.де Бенедетти, постановщик Р.Виктюк, режиссер Г.Шапошников

Нина Павловна Коринкина - "Без вины виноватые", А.Н.Островский, режиссер П.Фоменко

Паола - "Дама без камелий", Т.Рэттиган, постановщик Р.Виктюк