На первую страницу
Театральные заметки
O фильмах
Мои любимые
Назад Дальше

"Забавы Дон Жуана", Муза Павлова,
режиссер Татьяна Ахрамкова,
театр им. В.Маяковского, филиал на Сретенке

5 июня 1999, суббота.

      Родители уехали на дачу, а я отправилась в театр смотреть "Забавы Дон Жуана" в филиале Маяковки. На этот спектакль я уже давно "положила глаз" - хотелось посмотреть, что же нового можно придумать про Дон Жуана, про которого многие писали стихи, повести, пьесы и музыку и которого неоднократно ставили в различных театрах. Оказалось - можно. Можно и женить его (понарошку), и подарить ему дочь (в которую он влюбится), можно, наконец, дать ему вкусить настоящей Любви (эта тема, впрочем, остается незаконченной). Можно даже наполнить постановку интермедиями, которые на первый взгляд кажутся бессмысленными, и только позже наступает прозрение, и они свободно вписываются в общую картину и воспринимаются как мелькающие кадры быстротечного времени. Сюжет необычен, все кажется перемешанным, но тем не менее логика прослеживается четкая.

      Очень красиво выглядит сцена - большой балкон, залитый лунным светом, чуть вдали - пианино, по бокам колонны и порталы, а на переднем плане две лестницы, которые позволяют превращать сцену то в гостиничный номер, то в старинный замок, то в капеллу.

      Дон Жуан (з.а. России Анатолий Лобоцкий) меня покорил сразу же. Он очарователен, изящно двигается, а какой густой и бархатный у него голос! Смотреть на него и слушать его можно часами, и все будет казаться - мало! Хотелось бы отметить и Лепорелло (з.а. России А.Ильин) - добродушный увалень, который не хочет бросить Дон Жуана только потому, что тот без него пропадет. И как трогательно заботится он о своем хозяине! Дон Жуан и Лепорелло то и дело поют арии из оперы Моцарта "Дон Жуан, или Наказанный Развратник", которую я слушала в Камерном музыкальном театре п/р Б.Покровского. И пусть их голоса были непрофессиональны (Лепорелло, например, пел нарочито фальшиво и небрежно) - это неважно. Эта музыка, маленький зал с низким потолком, обстановка и атмосфера - все вдруг напомнило мне театр Бориса Покровского, и я порадовалась, что возникли такие ассоциации. Потому что театр Бориса Покровского мне очень понравился, а вот главное здание театра им. Маяковского показалось холодным и отчужденным. Филиал же пришелся по сердцу!

      Ложка дегтя: Лаура (Н.Васильева) поначалу привлекла внимание: милая, симпатичная блондинка с легкой поступью - но то ли роль не позволила актрисе раскрыться, то ли она была просто недостаточно убедительна, но первое впечатление смазалось.

    Кто меня восхитил и привел в совершеннейший восторг - так это Татьяна Орлова в роли служанки Марии. Эта актриса сумела выстроить последовательный образ строгой, неприступной, высокоморальной дамы, затянутой в корсет и похожей на учительницу - в очках, с поджатыми губами и без тени улыбки (даже когда она была на заднем плане!). Она с тихим негодованием рассказывала о проделках Лепорелло, переодетого в капеллана, и смогла рассмешить весь зал, не только не улыбнувшись ни разу, но и не допуская ни одной ироничной интонации - только гневно сверкая глазами! Голос Татьяны Орловой невозможно спутать ни с каким другим, и она совершенно свободно с ним обращается - ей подвластны все интонации и любые оттенки.

      А после спектакля - адреналин сжимает сердце и кружит голову, а все потому, что я опять взялась за свое - пошла просить автографы. Это оказалось на удивление просто. Как сказала мне завсегдатай Маяковки, филиал на Сретенке не очень-то приспособлен под театр, помещений не хватает (здесь раньше был Дом Культуры). Поэтому достаточно было просто зайти в дверь рядом со сценой с надписью "выход" - и попасть в холл, где гостеприимно стоял накрытый стол и сновали люди. Меня никто не замечал, пальцем не тыкал и не интересовался, кто я и что тут делаю. Я без всяких приключений нашла в коридоре Анатолия Лобоцкого, который в жизни оказался таким же милым и внимательным. Он же подсказал, где можно найти Татьяну Орлову - по его словам, она уже переоделась, и я могла зайти к ней в гримерную. Гримерка оказалась крохотной комнатушкой, рассчитанной на четырех человек. У меня аж защемило сердце, когда я представила себе, как они здесь сидят: плечом к плечу, спиной к спине. Татьяна оказалась немного застенчивой женщиной с доброй улыбкой и красивым почерком. Мне пришлось еще раз вернуться к ней - спросить, как же открывается дверь на улицу, ведь входила я не здесь! Думаю, я ее слегка позабавила: оказалось, надо было всего-то нажать на красную кнопочку... По словам все той же постоянной зрительницы, Татьяна Орлова играет еще только в "Любовном напитке" - и все (*). Я дала себе слово обязательно посмотреть этот спектакль, тем более что мои подруги уже имели такое удовольствие и, кажется, тоже отметили именно эту актрису. И неудивительно - такую яркую личность невозможно не заметить!

      А потом был теплый июньский вечер, улыбки от приятных воспоминаний, свежий ветерок в родном районе и восхитительное синее небо, темнеющее на глазах, завораживающе глубокое... Не зря я вырвалась сегодня из дома и потратила целый вечер на театр! Ах, если бы моя диссертация писалась так же легко, как эта статья!


(*) Придя домой и покопавшись в прошлогодних театральных журнальчиках, я к своей радости обнаружила, что Татьяну Орлову можно увидеть еще в 8 ролях, 6 спектаклях и 4 фильмах.


Заслуженный артист России АНАТОЛИЙ ЛОБОЦКИЙ

Роли в Театре им. Маяковского:

Вадим Григорьевич Дульчин - "Жертва века", А.Островский, постановка А.Гончарова, режиссер Ю.Иоффе

Василий Леонидыч - "Плоды просвещения", Л.Толстой, постановка и режиссура П.Фоменко

Дон Жуан, он же гость - "Забавы Дон Жуана", М.Павлова, режиссер-постановщик Т.Ахрамкова

Оливер - "Как вам это полюбится", У.Шекспир, постановка А.Гончарова, режиссер Т.Сополев